tradersunion.com
tradersunion.com

История бюджета России

Бюджет России начал свою историю в тот самый день, когда дань, собранная князем с подвластных земель, впервые пополнила его казну. В то время она выражалась не в валюте, а в товарах народного хозяйства (скот, меха, мед, продовольствие). Княжеская казна пополнялась также за счет пошлин и штрафов, которые, в свою очередь, включали в себя судебные пени (виры), дорожные пошлины (мыт) и даже пошлины с брака. Как водилось с древних времен, чем сильнее укреплялся авторитет князя, тем упорядоченнее становился процесс сбора дани – организовывались места ее сбора, назначались ответственные за этот процесс. Плавно и логично дань превратилась в подать. Начиная с тринадцатого века, произошло зарождение первого вида налогообложения – посошное обложение, единицей измерения которого были соха, двор, тягло. Не прошло и двух веков, а в новообразованном Русском централизованном государстве казну Московского князя стала пополнять посошная подать и таможенный, соляной, кабацкий сборы.

Тогда же, в пятнадцатом веке, в России зародилась двухзвенная бюджетная система. Она состояла из бюджета государства (великокняжеская казна) и местных бюджетов, сформированных за счет сборов и налогов. Что касается последних, местные налоги прочно укрепились в Русском государстве в том же пятнадцатом веке, а поступившие от них средства направлялись на содержание царских наместников, с помощью них решались хозяйственные задачи.
В середине 16 века Иваном IV была проведена земская реформа, упразднявшая власть наместников. Вместо царских ставленников назначили земских старост, руководивших земскими избами. Под их ответственность попадал и сбор налогов. В казну стал поступать «посошный откуп» — он заменил наместничьи сборы и направлялся на финансирование мероприятий.

В семнадцатом веке так называемая стрелецкая подать направлялась на содержание стрельцов. В это время в ответственность населения входила не только уплата налогов, но и строительство дорог, поставка подвод. Плательщики выплачивали оброк с лавок и кузниц, владельцы мастерских и мельниц также делились своей прибылью. Жители Поволжья и Сибири, занимающиеся продажей мехов, облагались ясаком – натуральной податью.
Первый российский бюджет, состоящий из двух статей – доходов и расходов – составили в 1645 г. Данная система была действительна вплоть до петровских реформ. Через тридцать лет после этого стрелецкая подать и прочие сборы объединились в подворный налог, сумму которого устанавливало правительство. Вскоре подворный налог заменили подушной податью, взимаемой с мужчин (в категорию налогоплательщиков не попадало дворянство, духовенство, чиновничество). На подушную подать приходилось 34% поступлений в бюджет – они были главным источником доходов.

В 60-х гг. девятнадцатого века произошло реформирование налоговой системы – подушную подать с мещан заменили налогом с недвижимости, а винные откупы – акцизом на производство алкоголя. Помимо всего прочего, в 1865 г. ввели промысловый налог. Спустя 10 лет подушную подать с землевладельцев, дворян и крестьян упразднили – вместо этого ввели поземельный налог. Более 75% налогов поземельного налога вносили крестьяне. В то же время большую сумму налоговых поступлений составляли косвенные отчисления (акциз и винная монополия, введенная в 1894 г.).

На основании введенного в 1864 г. положения о земских учреждениях в России создали земства (органы местного самоуправления), представляли которые земские и уездные собрания. В свою очередь членами вышеуказанных собраний были гласные – они ежегодно собирались на сессию, где рассматривали вопросы деятельности земств, утверждали доходы и расходы земств и составляли отчет по работе исполнительных органов.

Примечательно, что плательщики несли повинность независимо от зажиточности. Деньги шли на финансирование госучреждений и ведомств, а также больниц и школ, полиции, пожарной охраны. Размер повинностей устанавливало государство или земства. Весомым источником дохода того времени были пособия госбюджета – они составляли почти 25% доходов.

В начале 20-го века из-за развала органов управления бюджетная казна почти перестала наполняться налогами. Для того чтобы финансировать нужды, производили контрибуцию с богатых слоев населения (купцы, спекулянты). За год таким образом 57 губерний предоставили бюджету более 816 млн руб.

Тяжелое экономическое положение в стране требовало перехода к централизации в финансовой области. Данное положение оказалось основополагающим при формировании политики Советского государства. На нем строились последующие этапы истории СССР.

Согласно первой конституции, политика РСФСР подчинялась главной цели, которая подразумевала экспроприацию буржуазии и создание условий для равенства граждан. С точки зрения прописанных в ней условий, бюджеты формировали поступления от налогов, надбавки к подоходному налогу, доходы от советского имущества, пособия из госбюджета.

С образованием СССР (1922 г.) в новую конституцию внесли изменения. С тех пор госбюджет страны начал состоять из госбюджетов республик, а в компетенцию союзного бюджета входило обеспечение нужд Союза (хозяйственное, культурное строительство и оборонное значение).

В 1930-х гг. произошла налоговая реформа, заложившая плацдарм налоговой системы. Примечательно, что ее основные аспекты существуют и поныне. 8 десятков лет назад унифицировали 86 платежей и устранили многократность обложения, укрепили контроль над хозяйственной деятельностью. 60 налогов объединили в главные платежи: подоходный налог предприятий, налог с оборота, налог с прибыли госпредприятий.

Рекомендуем ознакомиться с рубрикой «Профессиональный анализ и прогнозы серебра«

ноября 6
Метки:
Оставить комментарий


loaded:ok