С таким предложением к руководству республики обратились «Российские железные дороги». В настоящее время тариф на перевозку тонны зерна по территории республики на расстояние 2 тысячи километров составляет 2,5 тысячи рублей, что почти в два раза выше, чем в России (1,3 тысячи рублей). Однако, утверждает собеседник издания из компании-оператора вагонов, реальный разрыв куда больше — 3150-3300 рублей за тонну против 600-630 рублей. Причиной разницы он назвал привязку транзитного тарифа к курсу швейцарского франка.
Вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут подтвердил, что высокие тарифы со стороны Казахстана практически блокируют поставки российского зерна в страны Средней Азии транзит в Китай. Такая политика позволяет Казахстану закупать российское зерно и самому продавать его на внешние рынки, получая прибыль от реэкспорта.
Важность казахстанского направления связана с западными санкциями в отношении России, которые затрудняют морские поставки зерна. Впрочем, председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин отметил, что полностью этот маршрут заменить вывоз зерна из южных портов не сможет в силу значительной разницы пропускной способности.